Что изменится в программе развития школы и детского сада в 2024 году

28.12.2023

В 2023 году в работе школы и детского сада появились изменения, которые повлияли на содержание программы развития образовательной организации.

Основные контрольные точки, которые необходимо учитывать при разработке программы развития образовательной организации:


1. С 2022 года государственные школы и детские сады должны создать официальные страницы в соцсетях – госпаблики. Основание – Закон об информации о госорганах (ч. 1.1 ст. 10 Федерального закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ). Госпаблик не должен полностью дублировать официальный сайт. Его цель – доносить достоверные сведения об организации на площадках, которые посещают родители, педагоги и проверяющие, например, Роскомнадзор и прокуратура.

2. С июля 2023 года студенты СПО могут занимать педагогические должности в детском саду и начальной школе (Федеральный закон от 24.07.2023 № 385-ФЗ). Есть несколько условий – студенты должны обучаться по специальностям, которые входят в группу «Образование и педагогические науки», и соответствовать следующим критериям:

- достичь совершеннолетия,

- успешно пройти промежуточные аттестации в последний год обучения.

3. С сентября 2023 года действует новый Порядок аттестации педагогов. Теперь работники могут получить новую категорию – «педагог-наставник» или «педагог-методист». Чтобы помочь опытным специалистам повысить квалификационную категорию, поручите ответственному за программу развития внести в документ специальные задачи по наставничеству:

- назначить куратора по наставничеству,

- подобрать пары «наставник-наставляемый»,

- разработать дорожную карту наставничества,

- издать локальные нормативные акты,

- вести базу наставников и наставляемых,

- контролировать реализацию программы.

За контроль программы наставничества отвечает руководитель.

4. Законодатель сократил перечень направлений, которые входят в инновационную деятельность. Детские сады и школы в регионах должны скорректировать свои акты под новые требования. Учитывайте это, когда займетесь разработкой раздела программы об инновациях.

Многие направления перешли в экспериментальную деятельность. Теперь к ней относят разработку, апробацию и внедрение:

- новых образовательных программ,

- образовательных технологий,

- образовательных ресурсов,

- новых инструментов организационно-правового и финансово-экономического обеспечения системы образования.

Экспериментальную деятельность проводят в форме экспериментов. Порядок и условия определяет Правительство. Эксперименты могут инициировать органы власти, в том числе органы публичной власти федеральной территории «Сириус».

В инновационной деятельности оставили только два направления:

- как разработать, апробировать и внедрить новые учебники и учебные пособия, которые идут с ними в комплекте,

- как усовершенствовать научное и учебно-методическое обеспечение системы образования.

5. Усилить работу по адаптации детей-иностранцев. Чтобы облегчить работу руководителя, Минпросвещения утвердило комплекс мер для иностранных граждан до 2025 года. Профилактические занятия с детьми-мигрантами помогут снизить риски потенциальных конфликтов и повысят психологический комфорт в школе и детском саду.

С сентября 2023 года в Порядке организации образовательной деятельности в школе закрепили право вводить в учебный план курсы русского языка для детей, которые плохо им владеют (приказ Минпросвещения от 03.08.2023 № 581).

6. С сентября 2023 года Минпросвещения внедряет в школах Единую модель профессиональной ориентации (письмо Минпросвещения от 01.06.2023 № АБ-2324/05). Предусмотрели три уровня реализации: базовый, основной и продвинутый – в зависимости от ресурсов школы. Основные положения изложите в рабочей программе воспитания – модуль «Профориентация».

7. Создать условия для длительно болеющих воспитанников

Только для детского сада

До августа 2023 года сады обучали длительно болеющих детей по собственному усмотрению. Теперь Минпросвещения регламентировало обучение детей, которые нуждаются в длительном лечении. Отдельный раздел отвели программам дошкольного образования. Специалисты рекомендуют делить длительно болеющих воспитанников на три подгруппы: младшую – 2–3 года, среднюю – 4–5 лет, старшую – 6–7 лет. Если в детском саду болеющих детей меньше 10 человек, сформируйте одну разновозрастную группу.

Источник информации: ООО «Актион-диджитал»